Веревка в никуда
Как в любой профессии в больничной клоунаде необходимо повышение собственной квалификации, новые знания и новые техники, анализ опыта и обучение. 17-19 ноября для красноярских больничных клоунов «Дома в горошек» проходил тренинг Андрея Новохацкого «Ритм игры». Чему научились больничные клоуны у актера московского плейбэк-театра «Однажды» и участника клоунского дуэта «Самозванцы», рассказали Екатерина Ускова — действующий больничный клоун «Дома в горошек» и художественный руководитель проекта Евгения Полянская.
«На тренинге мы разбирали клоуна на части, — поделилась Екатерина Ускова. — Вносили ясность в то, как обычный человек (ну, не совсем обычный, больничный клоун) переходит в состояние игры. Что важно знать? Какие есть инструменты для того, чтобы качественно входить в игру?
Есть три составные части: ест человек, есть клоун, а есть игра. Как человек попадает в клоунское состояние, потом в игровое, — разбирали, осваивали, практиковали.
Тренировали также групповое слушание. Это помогало укреплять наши связи в коллективе и тренировать уместность. А уместность — это когда я точно знаю, что вот тот момент, когда я хочу играть, когда я вижу предложение игры. И когда я понимаю, как я это чувствую, и какое это впечатление оказывает на меня.
Что мы вынесли из тренинга. Три состояния: человек, клоун, игра. Вынесли более тонкое чувствование впечатлений, и как это впечатление растет при групповой динамике, когда игра распространяется на большое количество человек».
«На этом тренинге мы много работали с тем, чтобы входить в неизвестность, — рассказала в свою очередь Евгения Иванова. — Да мы не знаем, что произойдет. Мы не знаем, как мы будем взаимодействовать с людьми. Мы не знаем, как мы будем взаимодействовать с пространством. Но это пустота, в которую мы входим, Она сама уже начинает меняться. Мы начинаем меняться, как-то начинают реагировать люди. Если носить это на рабочие моменты, то это тренировка того момента, когда клоун входит в палату. Он тоже также он прощупывает все своим внутренним взором: что происходит с ребёнком, с родителем, с пространством, с ним, — и что происходит между ними?
А после тренинга мы отправились в поход, и долго не могли найти, как нам забраться наверх на видовку. И вдруг увидели верёвку, висящую на склоне горы, и ребята начали по ней взбираться. Когда они добрались доверху, мы снизу спросили, что там. В ответ услышали: ничего. И вот эта «верёвка в ничего» и стала для меня какой-то своеобразной метафорой того, с чем работали на тренинге».
Тренинг Андрея Новохатского «Ритм игры» был проведен в рамках программы «Интеграция методов музыкальной терапии в работу больничных клоунов», поддержанной Фондом президентских грантов.