Вместе против российского сиротства
28 декабря в 15.30 в кинотеатре «Художественный», в Москве, состоится показ-обсуждение одного из самых ожидаемых документальных фильмов о судьбе российских детей-сирот – «Блеф, или с Новым годом». Фильм о «внутренностях» российской сиротской системы, которой скоро исполнится 100 лет.
Наш благотворительный фонд присоединяется к борьбе наших московских коллег против системы российских детских домов. Мы просим друзей нашего фонда максимально распространить информацию о фильме в социальных сетях и в СМИ. Возможно, нам удастся вбить маленький колышек в стену уродующей детей системы.
На что похожа эта система сейчас? Кто и почему туда попадает? Что там происходит с детьми? Почему наложен запрет на иностранное усыновление? И что такое «Россиротпром»? Фильм снимался в детских домах, домах ребенка, колонии для несовершеннолетних, психоневрологическом интернате.
Фильм начинается, как автобиография. Ольга Синяева усыновила трехлетнего мальчика Игоря. Биологическая мать оставила малыша в роддоме: у нее был СПИД, а Игоря пронесло. Почти до полутора лет мальчик лежал в больнице, затем находился в одном из лучших домов ребенка в России. Когда в 3 года его забрали в семью, приемные родители были потрясены состоянием, по бумагам здорового ребенка. «Знаете, кто был для него мамой? Мамой была подушка. Он нализывал мокрое пятно на этой подушке, утыкался в нее носом и только так засыпал. Это был хоть какой-то для него человеческий запах,» – рассказывает Ольга о времени, когда на себе прочувствовала страшное состояние ребенка, лишенного близкого эмоционального контакта со взрослым, называемое депривацией.
Показы «Блеф, или с Новым годом» уникальны тем, что просмотр фильма сопровождается живым обсуждением, когда зрители, представители некоммерческих организаций, детские психологи, представители государственных органов лицом к лицу, сквозь слезы от увиденного, пытаются вместе найти выход из сложившегося тупика. «Блеф, или с Новым годом» фильм - зов, целью которого является побудить зрителя к действию.
Стоит отметить, что изначально фильм должен был cтать частью «Открытого показа» в РИА «Новости», но показ был отменен. Удивительно то, что фильм на столь неудобную для властей тему, оказался очень востребован среди зрителей. Показ 28 декабря состоится в кинотеатре Художественный на средства, собранные через социальную сеть.
Московский показ 28 декабря поддержат: Ольга Синяева (автор сценария и режиссер фильма), Александр Гезалов (выпускник детского дома, известный общественный деятель, консультант фильма), Людмила Петрановская (психолог, автор бестселлеров о приемных детях, консультант фильма по сценарию), Мария Терновская (руководитель центра «Про-мама», бывший директор 19 детского дома, г. Москва) , Инна Зотова (Руководитель социального проекта Радио России «Детский вопрос»), Елена Альшанская (Руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»), Ольга Будина (актриса, руководитель благотворительного фонда «Обереги будущее», герои фильма.
- В России 122,000 детей находятся в детских домах.
- 85% россиян не готовы к усыновлению.
- Иностранное усыновление практически прекращено.
Федеральный закон № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» — именуемый «законом Димы Яковлева» — был подписан год назад 28 декабря 2012 года.
Полная версия фильма будет выложена на официальном сайте фильма после 28 декабря.
Биографии участников
Ольга Синяева, режиссер фильма
С 2001 года работала на 1 канале, в программе «Доброе утро», специальным корреспондентом и автором и ведущей рубрики «Время Ваших Новостей» с Антоном Привольновым. Училась во ВГИКе в мастерской Тенгиза Семенова на режиссера неигрового кино. С 2005 была ведущей программы «В интересном положении» на телеканале «Домашний».
С 2009-2013 работала над документальным фильмом о жизни детей в сиротских учреждениях России «Блеф, или с Новым Годом».
Многодетная и приемная мама.
Александр Гезалов, участник фильма, модератор показов-обсуждений фильма Блеф, или с Новым Годом
Родился в посёлке Тума Рязанской области и с момента рождения был отдан в детский дом. Прошёл суровую школу воспитания советских детских домов Владимирской области.
С 2000 по 2009 годы Александр Гезалов возглавлял попечительский совет исправительных учреждений Карелии. Под его руководством попечительский совет был признан одним из лучших в России и отмечен несколькими ведомственными наградами. В 2008г за деятельное участие в жизни социально незащищённых слоев населения России Александр награждён указом президента Российской Федерации Д. А. Медведева медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В 2002г вышло в свет эссе Александра Гезалова «Солёное детство», в котором он рассказывает о своей жизни в детском доме.
Александр Гезалов является шеф-редактором интернет-ресурсов sirotinka.ru, gezalov.net, uspeshnye-siroty.ru, klara-luchko.ru.
В настоящее время Александр живёт и работает в Москве. Международный эксперт по проблемам социального сиротства. Женат, у него 2 сына и 2 дочери.
Людмила Петрановская, консультант по сценарию фильма
Семейный психолог, специалист по семейному устройству детей-сирот.
Людмила Владимировна, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор книг «В класс пришел приемный ребенок», «Как ты себя ведешь, 10 шагов по изменению трудного поведения», «Трудный возраст», «Что делать, если…». Окончила Ташкентский университет, филологический факультет, Институт психоанализа (психологическое консультирование), Институт семейной и групповой психотерапии (психодрама).
Отзывы о фильме
«Дети в этом фильме похожи на птенцов, пойманных большим зверем. Вроде живые, но в глазах и во всем теле — оцепенение и бесконечный ужас. Видишь такое, и хочется понять, кто виноват, что за люди работают с сиротами, неужели они ничего не видят? «Наверно, это не совсем люди», — думаешь ты. И тут Ольга Синяева делает блестящий ход. Дает слово простым солдатам «Россиротпрома» — сотрудникам детских домов. От их обыденных и оттого еще более диких рассуждений волосы встают дыбом, но при этом ты видишь, что это не инопланетные монстры, что они, в общем, совершенно обыкновенные люди, такие же, как ты.» (Е. Киктенко, philanthropy.ru).
«Я давно в этой теме и много фильмов видел, я могу сказать, что я впервые за 15 лет и за 45 лет своей жизни увидел такой качественный контент. Без надрыва, без каких-то спецэффектов, без каких-то там мулек и штучек. Просто держат в кадре детей. И вот эту муку в кадре сдержать невозможно. Просто сдержать невозможно». (А.Гезалов, автор книги «Соленое детство», выпускник советского детдома).
«Это фильм, показ которого по известным причинам не состоялся в РИА. Мы эту премьеру приютили в самый разгар Новогодней битвы, потому что иначе поступить было невозможно.
Я уже видел "Блеф" и могу с уверенностью сказать, что смотреть его надо не по причине каких-то кинематографических изысков (их там нет), и не из-за того, чтобы поплакать над судьбой сирот (хотя этого не избежать), а ради последнего кадра, который даёт очень простой и одновременно сложный ответ на вопрос, как же сделать этих детей счастливыми.
Да, и ещё из-за пронзительного осознания, какой Ольга Синяева замечательный и неуспокоенный человек». (С. Рыбиков, директор по репертуару Москино)
«Посмотрела фильм Ольги Синяевой "Блеф, или с Новым годом". Что хочу сказать? Во-первых, отличная режиссерская работа. Какие выводы я сделала? Фильм все-таки не о сиротстве, а о семье. Только о семье. Потому что семья - это единственная правильная система, в которой должен воспитываться ребенок». (И.Резцова, главный редактор журнала «Ассоциация-Про»)
«Фильм очень нужен всем нам, чтобы наконец понять, что детские дома это то, что так совершенно ненужно ребенку которого изъяли из семьи, при этом не оказав никакой психологической помощи для реабилитации. Развитие личности, осознанной личности возможно только при соприкосновении со значимым взрослыми. Без них ребенок угасает и становится навсегда гедонистической потребительской сущностью. Что страшно, такой человек зачастую не может создать семью и заботиться о потомстве, отправляя своих детей в круги ада детских учреждений». (А.Гезалов, эксперт ГД РФ, СФ РФ по социальному сиротству)
«А вообще, сегодня как-то еще раз накрыло, что фильм на самом деле -- о вине. Все, кто там что-то говорит из взрослых — все оправдываются, все пытаются в ответ на Олины вопросы дать объяснение, почему они лично -- не виноваты. В ход идут и общие рационализации про кризис и безработицу, и плохие гены, и «интересы детей», и профессиональная «позитивность и жизнерадостность», и откровенный самообман («а психбольница у нас хорошая, их там не связывают»), и произвол начальства, желающего «маленькую Швейцарию».
Это я уже наблюдала. когда показывала фильм в группе специалистов — вся обратная связь состояла из оправданий и обид, что «нас (сотрудников опек) всегда плохо показывают».
Я представляю, как много кругов вины будет накручено, когда фильм станет распространяться широко. И что хочу сказать. Мне пришлось это несколько раз повторить на той группе спецов: как бы нам ни было тяжело это смотреть, как бы ни было обидно или стыдно, детям по-любому хуже, и давайте подумаем все же о них, а не о своем уязвленном Эго. Давайте согласимся на берегу, что все мы в этом виноваты. Мы с этим миримся, мы это допускаем. Мы взрослые люди, мы способны эту вину признать и принять, и перестать часами оправдываться.
Когда вину признаешь и принимаешь, она превращается в ответственность. Тогда есть шанс закрыть тему «кто виноват» и перейти, наконец, ко второму вопросу повестки дня, про «что делать». (Л. Петрановская)
Контактная информация для прессы:
Анастасия Семенова
Телефон: +7 (904) 637-6928
Email: film.blef.pr@gmail.com
Сайт фильма: film-blef.ru