Маски злости в «Подсолнухе»
Проект КИТ плывет своим путем. Ребята «Подсолнуха» готовятся к созданию спектакля. Какой это сложный процесс рассказала Анна Соболь — педагог проекта по телесным практикам.
«Исследовали с ребятами и клоунами тему злости и горловой/челюстной отдел. Взяла техники из процессуалки, из травматерапии и добавила во всё это игру в маски.
С девчонками у нас вышел классный женский круг: рисовали свои «маски злости» и, надевая их, проявляли свою злость через звук. Я, если честно, не была уверена, пойдут ли дети в работу со звуком, тем более в группе, потому что по опыту работы со взрослыми я вижу, что аудиальная работа дается людям непросто — стеснительно, стыдно. И как же я была приятно удивлена и рада, когда девочки очень легко и с азартом подхватили игру в маски и звучали в них! У нас были красный дракон, волки, кошки, орёл, собака, лев.
Особенно мне радостно было видеть, что детям удавалось в маске устанавливать зрительный контакт с нами и с другими детьми. И при этом звучать! Кому-то это давалось проще, кому-то сложнее, и это нормально.
Это сложный навык — быть в отношениях, оставаться в отношениях, проявляя злость. И в упражнении зрительный контакт с детьми был нужен для укрепления отношений и с этой базовой эмоцией и с другими: «Я вижу, ты злишься, я вижу и принимаю тебя в этом, ты можешь безопасно исследовать свою силу, я остаюсь с тобой в ясном близком контакте».
Клоуны Лёпинс и Дзынь мягко и аккуратно поддерживали девчонок, делали свои маски; детям важно видеть, что взрослые тоже идут с ними наравне в эти новые безумные штуки.
А я к пятому занятию познакомилась получше с ребятами и их особенностями, сама адаптировалась к новому формату и учусь удерживать баланс и границы внутри группы так, чтобы всем дать место и время проявиться и поработать в своём объёме и ритме. Видно, что и дети более-менее адаптировались и привыкли к нам, к занятиям. Сложный у нас проект, многие процессы требуют времени.
А с мальчиками у нас вышла другая работа. Их было двое, по клоуну на каждого, и мы прямо поглубже занырнули вниманием к каждому ребёнку. Делали маски, звучали, били мяч (была история про реального обидчика), работали с границами. Я опять же не была уверена, как им будет довольно сложное упражнение, где нужно говорить «нет» другому, защищая свое пространство. Но парни показали нам настоящий мастер-класс.
Большое удовольствие получила от занятия. Спасибо дорогим Лёпинс и Дзынь за помощь!
Занятия ребят из ПНИ «Подсолнух» со специалистом по телесным практикам Анной Соболь в «Подсолнухе» осуществляются в рамках проекта, реализуемого на средства Фонда Президентских грантов в рамках программы «Клоунский Инклюзивный Театр «КИТ» на базе Психоневрологического интерната для детей «Подсолнух».